Коментарі


Потапчук
Сніжана Василівна

2012

Потапчук Сніжана Василівна, режисер ТО документальних фільмів та програм Національної Телекомпанії України
(Коментар до конкурсних телеробіт: «Нащо мене мати родила», «Наше діло – наше тіло!»)

Понять человека очень сложно. Его мировоззрение. Его мысли, его эмоциональное состояние. Чем оно продиктовано и что повлияло на выбор человека в той или иной жизненной ситуации?! Мне, как и прежде, кажется важным, чтобы современный кинематограф взывал к человеку, к его разуму, уму, душе. Мне кажется, что сейчас есть необходимость в психологических фильмах, которые создают портрет человека, как бы показывают человека человеку. Фильмы должны быть зеркалом, но не просто отображать маску, а копать вглубь, в самые отдаленные уголки человеческого естества. Мы должны обратить человека к самому себе и подтолкнуть задуматься – кем же я есть?! Как я живу?! В чем моя главная задача?! Не знаю, готов ли сейчас человек к глубокому самоанализу, телевидение приручило его настолько, что фильм, где надо внимательно смотреть и думать – это не формат, это фестивальное кино не для широкой аудитории. В создании фильмов мы столкнулись с тем, что отсутствие закадрового текста в фильме может повергнуть зрителя в шок в буквальном смысле слова. Ведь за много лет существования ТВ, он привык, что ему говорят, его ведут, ему разжевывают. Он слушает больше, чем смотрит. И это тоже проблема для кино. Ведь кино надо смотреть. Но, опять таки, в телефильме этого делать не обязательно, ведь видео соответствует тексту, повторяет его, дублирует, зачастую это хроника скачанная с интернета или кадры с YouTube, или же реконструкция, или, что хуже, отснятые как бы «образные» кадры, но они не несут никакой смысловой нагрузки, зачастую не связаны между собой, и если их смонтировать подряд отдельно от фильма, вряд ли получится что-то вразумительное. Визуальная часть на ТВ стала менее важной, чем звуковая. Для кино это не есть хорошо, по моему субъективному мнению. Мне кажется, что фильм должен, если он уже называется фильмом, отвечать законам кино. Сейчас я ищу пластическое решение фильма, «пишу» историю, вовлекая в нее разных героев так, чтобы зритель понял, что они все – это суть одна история – это одна тема, это как коллективный портрет, коллективно рассказана одна история жизни. Вы спросите, как может у разных людей быть одна история жизни?! Да, отвечу я, этого быть не может. Вы правы! Но все дело в том, что мы в фильмах обращаемся к мировосприятию человека, к его мироощущению, мы идем дальше внешних характеристик, и вот выясняется, что в жизни каждого – все очень закономерно. Мы берем людей (подбираем) с одним мировосприятием, с одинаковым позиционированием себя в жизни и на психологическом уровне, духовном не материальном – эти люди – одинаковы. Да, у них одинаковое мышление, одинаковые проблемы, одинаковые рычаги радости и одинаковое понимание счастья. Лица – разные, жизненные истории – разные, но духовная составляющая – одинаковая. Они как бы находятся в одной плоскости. Мы берем людей, которые в своей плоскости – как рыба в воде, и тех, кто пытается шагнуть за пределы своего мирка, чтобы осознать что-то большее. Это как микроэволюция человека. Ведь все мы растем, развиваемся, но, помимо физического развития, мы развиваемся и духовно. Сначала мы вообще не знаем, что такое духовно, и нам кажется, что весь смысл жизни – это создать и накопить материально прекрасный мир вокруг, чтобы и соседи завидовали и люди замечали, нам важно, как мы выглядим, что мы кушаем, на чем мы передвигаемся, кто нас окружает. Потом, если мы понимаем, что в этой плоскости я себя уже познал, достиг определенного пика, когда вдруг понял, что есть что-то дальше и еще, чего я не знаю, и чего еще не постиг, но что так же параллельно существует с моей жизнью. Тогда у человека начинается глубокий самоанализ, переосмысление и переход в новую плоскость своей жизни. Это и называется жизнь на земле – постоянное движение духовное, умственное, постоянное действие, желание знать больше, постичь глубже. Мы рассказываем о этих уровнях сознания и самосознания, о плоскостях жизни.

В создании фильмов мы пошли сложным путем. Мы не используем текст за кадром, кроме авторского ввода в фильм – экспозиции, путем отображения человека на экране его проблем и его мыслей, его желаний и его устремлений, мы показываем зрителю микромир, микропласт, в котором живут миллионы людей на Земле. Делаем мы это для того, чтобы отразиться в душе человека, чтобы каждый, глядя на героя, увидел себя, и проводил свои мысли параллельно мыслям героя, сопоставлял, анализировал. После просмотра пятого фильма цепочка анализа придет к логическому завершению, и, зритель сделает вывод. Мы хотим помочь зрителю сориентироваться в жизни, дать ему посыл, толчок, указать правильную дорогу.

Как нам важно часто смотреть внутрь себя.
Как важно смотреть в зеркало души.
Как важно анализировать прожитое время.
Как важно делиться опытом пройденных дорог.